Авторы: Кутин В.Н., Хохлова М.Н.
О проблемах цифровой трансформации на примере систем управления производством и промышленного программного обеспечения (ППО).
ПРОБЛЕМА
Как прекрасно начинался ИТ-прогресс около 70 лет назад – автоматизация и роботизация: сложных, тяжёлых, вредных и опасных производств, транспортных автопилотов, планирования социального развития и управления межотраслевыми балансами, космических станций, луноходов,… и многих других социо-технологических систем.
Изначально в описании автоматизированных систем управления производственной деятельностью в рамках отечественных (СССР, Россия) научных подходов применялось следующее деление систем:
− АСУП – автоматизированная система управления предприятием,
− АСУТП – автоматизированная система управления технологическим процессом.
Было чёткое понимание сложности деления и размытости границ между ними, так как в системах использовались одни и те же объекты управления (сотрудники, изделия, технологические операции, детали, узлы, нормы труда, средства производства, затраты, налоги, себестоимость, ценообразование, договоры, точка безубыточности, качество, стандарты, регламенты, спецификации, чертежи и прочее) с разным функциональным параметрическим составом для использования в многообразных процессах управления.
В то же время западный конкурентный рынок автоматизированных систем формировался хаотически, без должной научной систематизации и структуризации, с единственной целью – максимальное извлечение прибыли.
Все нижеперечисленные в таблице классы систем западных ИТ-компаний имеют множественное функциональное пересечение и дублирование. Они специализированы и «наструганы» по мере понимания потребностей конкретных пользователей, под видом «best practice» («лучшие практики»).
Были автоматизированы исторически-сложившиеся производственные и бизнеспроцессы через призму различных подходов:
− по функциям (производственным и бизнес-процессам),
− по объектам управления,
− по видам обработки данных,
− по органам управления,
− по отраслям,
− по секторам деятельности
− и многим другим принципам – лишь бы побольше и подороже продать.
Таким образом, «best practice» стали «кочевать» по предприятиям не только как инновации, но и как ошибки автоматизации архаичных докомпьютерных процессов. Всех убеждали через программы MBA и требовали замены национальных прогрессивных и оптимальных АСУ на заготовленные наборы модулей.
И большинство российских «специалистов» без должного критического подхода, профессиональных знаний, логического мышления, наконец, просто здравого смысла, послушно встали под знамёна западных ИТ-компаний, бросили передовые мировые уникальные ИТ-достижения русских учёных.
Такое положение вещей привело к тому, что предприятие может многократно приобретать одни и те же функции, например, купив одновременно следующее ППО:
− MRP II (manufacturing resource planning) планирование производственных ресурсов;
− PLM (product lifecycle management) жизненный цикл продукции;
− MES (manufacturing execution system) система управления производством
Разберём подробнее этот пример «обувания» и собственников, и государственных служащих, и директоров, и специалистов производства алчными айтишниками, которые год за годом увеличивают бюджеты расходов на цифровую трансформацию (на себя любимых). Они собирают дорогостоящие коллекции ППО, являясь объектами таргетированной манипуляции ИТ-поведением, ничем не отличаясь от инстасамок, собирающих сникеры, сумочки, тренинги...
Так, MES-система предназначена для решения задач выпуска продукции. Аббревиатуру MES иногда расшифровывают как manufacturing enterprise solutions – корпоративные решения для управления производством, иногда термином MES обозначают совокупность функций автоматизированной системы, используемых для оперативного управления производством на уровне цеха.
MES-системы как правило выполняют следующие функции:
− контроль состояния и распределение ресурсов (RAS, resource allocation and status);
− оперативное/детальное планирование (ODS, operations/detail scheduling); − диспетчеризация производства (DPU, dispatching production units);
− управление документами (DOC, document control);
− сбор и хранение данных, циркулирующих в производственной среде предприятия (DCA, data collection/acquisition);
− управление персоналом (LM, labor management);
− управление качеством (QM, quality management);
− управление производственными процессами (PM, process management);
− управление техобслуживанием и ремонтом (MM, maintenance management);
− отслеживание и генеалогия продукции (PTG, product tracking and genealogy);
− анализ производительности (PA, performance analysis).
Даже просто прочитав данный перечень функций, образованный человек должен увидеть их дублирование как минимум в части документооборота (пусть и производственного), управления персоналом (пусть и рабочими), менеджмента качества (пусть и технологических операций), технического обслуживания и ремонтов (пусть и станков) и других.
Кроме того, часто отсутствует понимание, что системы, связанные с производственным процессом, обычно рассматривают как своеобразную «матрёшку», то есть функции системы MRP II включают функции системы PLM, которая включает функции системы MES с одними и теми же объектами управления производством.
Кроме того, надо отметить, что многие ERP – Enterprise Resource Planning сегодня включают модули MRP II (PLM (MES)), например, это декларирует SAP. Но остановимся на триаде MRP II (PLM (MES)).
Приведём «стандартные, коробочные» функции этих систем из их описаний. MRP II – планирование потребности предприятия не только в материалах, но и во всех производственных ресурсах (материалы, сырье, комплектующие, оборудование, персонал), позволяет вести учёт заказов, планировать загрузку производственных мощностей, производственные затраты, моделировать ход производства, вести его учёт, планировать выпуск готовых изделий, оперативно корректировать планы и производственные задания:
− планирование продаж и производства (sales and operation planning);
− управление спросом (demand management);
− составление плана производства (master production scheduling);
− планирование материальных потребностей (material requirement planning, MRP);
− спецификация продуктов (bill of materials);
− управление запасами (inventory transaction subsystem);
− управление плановыми поставками (scheduled receipts subsystem);
− управление на уровне производственного цеха (shop flow control);
− планирование производственных мощностей (capacity requirement planning, CRP);
− контроль входа/выхода рабочих потоков (input/output control);
− материально-техническое снабжение (purchasing);
− планирование ресурсов для распределения (distribution resource planning, DRP);
− планирование и контроль производственных операций (tooling planning and control);
− управление финансами (financial planning);
− моделирование для производственной программы (simulation);
− оценка результатов деятельности (performance measurement).
PLM (product lifecycle management) жизненный цикл продукции (изделия) – совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей организации в определённой продукции до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта. PLM обычно автоматизирует следующие основные стадии жизненного цикла изделия: проектирование, производство, техническая эксплуатация, утилизация. Они «покрываются» модулями, которые рассматриваются часто как автономные и самодостаточные и могут быть приобретены отдельно и у разных производителей:
− маркетинг и изучение рынка (CRM);
− проектирование и разработка продукта (САПР, CAE, CAD, САМ, PDM);
− планирование и подготовка производства (MES, PDM);
− закупка материалов и комплектующих (SCM, PDM);
− производство или предоставление услуг (АСУП, АСУТП, ERP, MRP, MRP II, SCM MES, PDM);
− упаковка и хранение (WMS, PDM);
− реализация (CRM, PDM);
− установка (монтаж) и ввод в эксплуатацию (CRM, PDM);
− техническая поддержка и обслуживание (PDM);
− послепродажное обслуживание (техобслуживание, ремонт и эксплуатация) деятельность или эксплуатация (PDM);
− утилизация и переработка (PDM).
Таким образом, купив систему, например, PLM того или иного производителя прежде всего необходимо рассмотреть какие функции MES-систем в неё уже входят. И дополнительно отдельно систему MES не закупать, если нет «уникального неповторимого» вида производства, отсутствующего в PLM.
Опыт исследований и практической деятельности показал, что в большинстве корпораций мира сложилась идентичная ситуация ошибочно принятых дорогостоящих 5 решений о внедрении независимых отдельно закупленных у различных производителей коллекций MES, CAE, CAD, САМ, PDM, CRM, ERP, MRP, MRP II, WMS, PLM, BI, MDM и многих, многих других систем.
Однако, ключевым и неизменным местом встречи всех управленческих данных и попыток их использования для принятия решения остается WORD и EXCEL.
Все переживают катастрофический «комбинаторный взрыв» работ и затрат, при любом изменении требований к той или иной системе управления производством, когда несчётное количество автономных модулей, сервисов, приложений и соответствующих им API надо модифицировать, тестировать и опытно эксплуатировать до промышленного работоспособного, надёжного и безопасного применения.
Коллекции ППО оплачены, затраты на комфорт и мотивацию айтишников осуществлены, однако, цели цифровизации не достигнуты, а виноваты у ИТ-подразделений в неудачах всегда внутренние заказчики (главный инженер, главный механик, бухгалтер, начальник цеха, технолог, нормировщик, рабочий и др.) – плохо поставили задачу.
Однако требовать от бизнес-пользователей знаний как профессионально осуществлять цифровую трансформацию, использовать возможности информационных технологий неуместно. Например, бессмысленно задавать вопросы бухгалтеру, начальнику цеха или рабочему о выборе СУБД, о нормализации данных, о систематизации, структуризации, классификации, унификации, параметризации объектов и процессов управления, об особенностях применения языков программирования, виртуализации, системных архитектурах, методах интеграции программного обеспечения, семантической интероперабельности и т.п. Именно этому были посвящены годы обучения ИТ-специалистов в высших учебных заведениях.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Сегодня из каждого утюга слышим: «Мир не будет прежним!» Мы заявляем, что управление производством не будет прежним!
Для выработки обоснованных планов автоматизации и разработки оптимальной Стратегии цифровой трансформации предприятия мы формируем Единую целевую функциональную модель производственного и корпоративного управления на основе единой графо-центричной платформы #Гиперграф:Корпорация и реализуем проект «цифровой аналог» предприятия в едином информационно-функциональном пространстве. Более подробно читайте в статье «Эпик фейл цифровой трансформации БигТеха. ГДЕ КЛЮЧ к Левел ап? (Сокрушительный провал цифровой трансформации транснациональных корпораций. Где ключ к новому уровню управления?)».
Comments