Анализ эффективности систем обеспечения оборонно-промышленного сотрудничества России и НАТО / 2010

Международный форум "Технологии в машиностроении-2010"


Программа круглого стола

«ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ: ИЗВЛЕЧЕННЫЙ ОПЫТ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИИ И НАТО»

1 июля 2010 г., 14.00 - 17.30

Организаторы: ФСВТС России, ОАО «ТВК «Россия». Руководитель круглого стола - Д.О. Рогозин, Постоянный представитель Российской Федерации при Организации Североатлантического договора (НАТО). Рабочие языки: русский, английский (синхронный перевод)

Тема выступления, выступающий

1.Вступительное слово

Д.О.РОГОЗИН, Постоянный представитель Российской Федерации при Организации Североатлантического договора (НАТО), В.К.ДЗИРКАЛН, заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству

2.«Трансформация НАТО: Новые вызовы и способы более эффективного международного сотрудничества»

Ричард ФРО, зам.зам.генсека НАТО по вопросам вооружений, Департамент оборонных инвестиций Международного секретариата НАТО

3.«Опыт оборонно-промышленного сотрудничества между Россией и НАТО, перспективы и условия его развития»

А.П.АЛЕКСЕЕВ, советник Министра - Посол по особым поручениям МИД России

4.«Совет Россия - НАТО и общие вызовы безопасности XXI века»

Г.МУЛЕК, сотрудник отдела России и Украины, Департамент по политическим вопросам и политике в области безопасности Международного секретариата НАТО

5.«Перспективы сотрудничества России и НАТО в сфере военно-технического сотрудничества»

И.Ю.КОРОТЧЕНКО, главный редактор журнала «Национальная оборона»

6.«Rohde & Schwarz - эксперт в системах контроля, измерения и радиосвязи»

О.ДАУEР, директор представительства фирмы «Rohde & Schwarz GmbH & Co KG»

7.«Организация НАТО по исследованиям и технологиям: Поддержка международного сотрудничества в области исследований и технологий»

Дж. ЗИНК, представитель Директора Агентства НАТО по исследованиям и технологиям

8.«Тыловое обеспечение НАТО в современных условиях»

Б.КАНТЭН, начальник Директората логистики, Департамент оборонной политики и планирования Международного секретариата НАТО

9.«Деятельность НАМСА - многонациональная поддержка НАТО и партнеров»

П.ФЕСКЕ, начальник Департамента материально-технического снабжения Агентства НАТО по техническому обеспечению и снабжению (НАМСА)

10.«Международные бизнес-проекты в материально-техническом обеспечении при сотрудничестве Россия - НАТО»

В.В.ГОЛУБЕВ, президент Центра российского бизнеса в Европе

11.«Анализ эффективности систем обеспечения оборонно-промышленного сотрудничества. Проблемы и решения»

М.Н.ХОХЛОВА, исполнительный директор компании «Цефей», представитель России в Группе по информационным системам Организации НАТО по исследованиям и технологиям

12.«Состояние и перспективы военно-технического сотрудничества между Россией и НАТО»

Р.Н.Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий

13.Дискуссия, заключительное слово


В настоящее время тотально обострилась проблема эффективности управления и обеспечения принятия обоснованных оперативных решений, в условиях высокой динамики объекта управления. Особенно актуальна данная проблема для крупных международных структур. Решения должны приниматься непрерывно, экстренно и оптимально, в условиях ограниченных ресурсов, трансведомственно, трансдисциплинарно, трансперсонально, трансгранично, транснационально, трансконтинентально, трансязычно.

Особую актуальность приобретают задачи повышения эффективности систем обеспечения оборонно-промышленного сотрудничества и развития ТРАНСнациональных систем управления материально-техническим снабжением.

Как создать единое эффективное управленческое пространство глобального оборонно-промышленного сотрудничества?

Очевидно, что мы стоим на пороге Нового Этапа его организации.

Обозримо и конечно число участников оборонно-промышленных бизнес-процессов: около 200 стран, несколько десятков транснациональных корпораций, несколько сотен ключевых «смежников», несколько тысяч контрагентов.

Структурированы и динамично развиваются бизнес-процессы сотрудничества.

Продукция военного назначения (ПВН) находится на стадии глобальной стандартизации и каталогизации.

Тактико-технические характеристики ПВН и даже военных технологий стали частью рыночного PR и не являются объектом секретности, а активно пропагандируются.

De facto: с одной стороны, текущая информация оборонно-промышленной сферы имеет высокую степень прозрачности (транспарентности) для всех разведок мира, с другой – структура информации, форматы, методы обработки неэффективны для коллективного оперативного осознанного качественного управления.

Сложная аффилированность участников процесса, размывание границ «свой-чужой», мобильность альянсов и партнерств, и т.п. создают дополнительные проблемы в управлении.

Оценивая различные аспекты реально существующего обронно-промышленного сотрудничества мы видим предпосылки изменения самой философии управления жизненным циклом пространственно-распределенных ПВН как целостной системой.

Как повысить эффективность использования глобальных объединенных ресурсов ПВН?

Требуются информационные системы управления, обеспечивающие необычные, непрямые, ассиметричные, новаторские решения. Системы должны реализовывать извлечение уроков в режиме реального времени.

Как обеспечить их глобальное «бесшовное» взаимодействие?

Anders Fogh Rasmussen, генеральный секретарь NATO, в своей речи 13.11.2009г. заявил: «Я считаю падение Берлинской стены 09.11.1989 г. самым важным событием мировой истории со времен окончания Второй мировой войны… объединив бывших противников и преодолев бывшие разграничительные линии в Европе… Мы выстроили партнерские отношения, создали новую Европу, целую и свободную»

Данное высказывание пока является лишь романтической декларацией.

Притом, что многие идеологические и материальные барьеры рухнули, информационно-технологические, управленческие барьеры остаются и растут с увеличением интенсивности и сложности взаимодействия.

Человечеству необходима Единая Информационная Модель Знаний с использованием и наращиванием международного опыта управления.

Принципиальная отсталость информационных систем управления от высокой динамики реальной жизни сегодня достигла критического уровня, что подтверждается и результатами анализа опыта NATO в обеспечении оборонно-промышленного сотрудничества и деятельности NATO Maintenance and Supply Agency (NAMSA).


АНАЛИЗ ОПЫТА НАТО В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА


NATO Maintenance and Supply Agency (NAMSA) Основанное в 1958г., является основным органом управления поддержки логистики оборонно-промышленного обеспечения НАТО.

Основные направления деятельности NAMSA:

• поставка;

• обслуживание;

• приобретение;

• управление Контрактами;

• инженерная и техническая поддержка.

В последние годы, Агентство все больше вовлекается в обеспечение тыловой поддержки операций НАТО и развернутых Вооруженных сил государств-членов NAMSO. NAMSA также взяло на себя инициативу в нескольких проектах демилитаризации для разрушения уничтожающего живую силу мин, боеприпасов, и легкого оружия. Были достигнуты соглашения, направленные на поддержку стран не-участников НАТО в рамках поддержки программы "Партнерство ради мира" (PfP).

Однако, возникает вопрос: каким образом обеспечивается эффективное взаимодействие внутри NAMSA, а также NAMSA с другими структурами NATO, заказчиками и поставщиками?

Как обеспечивается выполнение базовых принципов NAMSА: Консолидация, Централизация, Конкуренция?

Казалось бы, руководители «вооружены» передовыми техническими средствами, каналами связи, сервисами космического и наземного мониторинга, конференц-связью, электронным документооборотом, интернетом, множеством функциональных программных комплексов и т.д.

Но как получить целостную адекватную динамическую модель ситуации?

Сегодня автоматизация управления NAMSА представляет собой набор разрозненных программных продуктов: NATO Depot & Support System (NDSS), SAP R/3 4.6 for Defence Industry (DI), ASD Specification 2000M (S2000M), NATO Logistics Stock Exchange (NLSE), NAMSA Customer Information System (NCIS), Central Software Management (CSWM) и другие.

Каждая из них, в свою очередь состоит из подсистем, частей, модулей и других обособленных систем. Так, NAMSA Customer Information System (NCIS) содержит:

- NABS – NATO Automated Business System;

- NCIS 4.6 NAMSA Customer Information System;

- NCIS 3.0 – NAMSA Customer Information System;

- NMBS – NATO Mailbox System;

- TMIH – Tactical Missiles Information Hub;

- LA Programme – Infohub Version 2.0;

- Missiles WSP – Information HUB;

- OPSLOGSUP – Infohub Version 2.0;

- PATRIOT – Infohub Version 2.0;

- SIG;

- SALIS – Information HUB

А, например, SAP R/3 4.6 for Defence Industry (DI) позиционируясь как интегратор систем управления, сам имеет фрагментарную структуру:

- Program Management

- Research and Development

- Project Program Management

- Systems Engeneering

- Test and Evaluation

- Production and Deployment

- Logistic Planning

- Maintenance and Service Planning

- Maintenance Program Management

- Material Supply Planning

- Transport Planning

- Logistic Servises

- Public Tendering

- Contract Management & Administration

- Operational Procurement

- Procurement Servises

- Sales from Stock

- Asset Management

- Asset Life-Cycle management

- Configuration management

- Asset Analysis

- Supply

- Procurement

- Replenishment

- Transport

- Mobile Materials Management

- Maintenance

- Unit Maintenance

- Component Maintenance

- Deport Level Maintenance

- Mobile Maintenance

- Disposal

- Demilitarisation and Sales

- Scrapping

- Long-term Storage

- Enterprise Management and Support

- Analitycs

- Financials

- Human Capital Management

- Operations: Value Generation

- Corporate Servises

- Operations Support


Можно ли таким образом из вышеприведенного «лоскутного одеяла» сформировать Единое информационно-функциональное пространство управления?

Информационные системы – активны и создают наше представление об объекте управления!

Для лиц, обязанных принимать и реализовывать правильные осознанные решения, традиционные модульные системы управления от компаний SAP, Oracle, Microsoft и др. формируют не транспарентное, не адекватное, не актуальное, искаженное информационное пространство.

Сложность объекта управления такова, что провоцирует порой бессознательное поведение руководителя. Руководитель не по собственной воле обречен на совершение преступных действий, т.к. он становится функцией ложного образа, созданного фрагментарными информационными системами, по сути, являющимися ГЕНЕРАТОРАМИ СЛУЧАЙНЫХ РЕШЕНИЙ.

В тысячах используемых информационных систем, как в осколках кривого зеркала, не видно целостной картины.

Руководитель вынужден при подготовке осознанного решения из разрозненных данных, изощренно визуализированных во множестве ярких картинок, умозрительно строить целостную картину их взаимовлияния и балансирования и опять надеяться на свою интуицию.

Эти проблемы разрушают руководителя – самую дорогую часть системы управления, в т.ч. остро проявляется психологический фактор: информационные неврозы, «аллергия», апатия, потеря функции принятия осознанных решений.

Менеджмент окружает себя многочисленными советниками, помощниками, консультантами, «лекарями», «гуру», аналитиками, которые тиражируют свой личный опыт, ни за что не отвечают и не формируют даже предпосылок создания адекватной, не зависимой от них, Модели Реальности.

Управление разделено по офисным столам различных ведомств, множеством входящих и исходящих документов, рабочих групп, модулями разнообразного программного обеспечения.

Таким образом, использование фрагментарных продуктов SAP, Oracle и др.– создает угрозу национальной и глобальной безопасности.

Что касается развития систем управления и их интеграции (интероперабельности), традиционные технологические решения не «живут» в динамике изменения требований к объединяемым информационным системам, требуют колоссальных затрат ресурсов, не учитывают фактор времени, не эффективны при количестве систем больше 3, не надежны, не решают комплексно вопросы безопасности и многое другое.

Кроме того, трудно представить, что проблему семантической интероперабельности N систем можно решить добавив к ним ещё М систем, обеспечивающих их объединение.

Применение онтологий добавляет к проблемам семантической интероперабельности систем проблемы адаптивной гармонизации онтологий.

Пропаганда перехода на принципы открытых стандартов функциональных информационных систем на уровне миллиардов строк текстов программ - так же бесперспективна.

В архитектуре SOA на основе единого описания данных – Единого информационного пространства (ЕИП) предлагается вести распределенную разработку функциональных приложений с использованием неких сервисов.

Однако, что делать с высокой динамикой структурного изменения ЕИП и как на нее должны реагировать уже функционирующие сервисы?

Кроме того, использование SOA ставит проблему формирования единого функционального пространства (ЕФП), т.к. возникают те же проблемы неконтролируемой избыточности, противоречивости, несопоставимости, несовместимости и т.п., только теперь уже функций.

Что касается web-технологий, в настоящее время мы наблюдаем неконтролируемую лавинообразную рождаемость виртуальных хранилищ, сайтов, блогов, библиотек, порталов и т.п. Наряду с уникальными знаниями в этих системах присутствует слишком много «шума», дублирования, противоречивости и несопоставимости ежесекундно растущего информационного контента.

Получается, что, эффективно решая проблему коммуникаций, интернет порождает информационно-контентный хаос. Считается, что проблему решит Internet 2.

Однако основным результатом разработок по Internet 2 оказывается не трансформация информационного хаоса, а попытки создать более - менее удобные средства навигации в информационных «завалах».

Но темпы наращивания «мускулатуры» и логики «движков» поиска и пробега по контенту интернета явно не успевают за скоростью роста объемов самого контента.

Вышеприведенные технологические проблемы используемых систем управления NAMSA усугубляются методологическими аспектами.

В основе принципов информационных систем управления, использующихся в NAMSA, лежат все те же архаичные методы автоматизации унаследованного бумажного документооборота! Куда идем? К е-УПРАВЛЕНИЮ или е-БЮРОКРАТИЗАЦИИ?

Ключевую роль в обеспечении эффективного оборонно-промышленного сотрудничества играет каталогизация и стандартизация.

Специфика каталогизации продукции военного назначения (ПВН): заключается в том, что ее следует рассматривать как единую сложную динамическую политическую, экономическую задачу, которая имеет следующие основные особенности:

• необходимость обеспечения тесного межведомственного взаимодействия с широким кругом участников ВТС;

• сложные регламенты получения оперативной, достоверной и сопоставимой логистической информации по ПВН;

• необходимость целостной системы кодификации, классификации, каталогизации, обработки и обобщения информации о ПВН;

• необходимость использования адекватных динамических методологических, информационно-технологических стандартов;

• широкая номенклатура ПВН и связанных работ и услуг;

• территориальная распределенность объектов и субъектов, использующих каталоги ПВН;

• высокая динамика законодательных реформ в области ВТС и требований к изменению состава каталогов ПВН;

• необходимость согласование международных и национальных стандартов классификации объектов ПВН;

• большие объемы каталогов ПВН;

• высокие требования к защите информации.

В настоящее время каталогизация ПВН НАТО исторически основана на архаичных, неэффективных методах с использованием фасетных и иерархических принципов, имеющих множество ограничений: переполнение полей фасеты, проблемы изменения структуры фасеты, трудоемкость обработки фасеты, и многие другие.

Применяются разные принципы кодирования для различных видов каталогов.

Структура и принципы кодификации затрудняют введение новых видов номенклатурных единиц.

Существуют проблемы с каталогизацией объектов ПВН со сложной структурой, интеллектуальными составляющими, индивидуализацией ТТХ, объектов двойного назначения.

В NAMSA разработаны, утверждены и применются множество многостраничных, труднообозримых слабосопоставимых стандартов, регламентирующих в том числе и Жизненный Цикл информационных систем. Например: NATO Policy on an Integrated Systems Approach to Quality Through The Life Cycle; NATO Integrated Quality Requirements for Software throughout the Life Cycle.

Данные стандарты описывают многоэтапные итерационные редукционные методы создания информационных систем.

Исполнение этих стандартов обеспечивается примитивными контрольно-распорядительными, ревизионными, командно-организационными методами - «ручное» управление.

Нет эффективных информационных технологий для автоматической поддержки исполнения стандартов. Нет эффективных методов поддержки динамического эволюционного развития стандартов. Получается, что Стандарты NAMSA становятся сдерживающим фактором для развития и модернизации бизнес-процессов оборонно-промышленного сотрудничества.

Итак, системы управления, разработанные ведущими компаниями SAP, Oracle (PeopleSoft (JD Edwards)), Google, EADS, THALES, Lockheed Martin, IBM, Microsoft, SAS, IFS, BAAN имеют следующие основные недостатки:

• неадекватность;

• модульный подход, архитектура SOA;

• неэффективные технологии интеграции;

• фрагментарность;

• разрозненные информационные хранилища данных;

• разобщенное итерационное проектирование;

• сложность и длительность разработки, внедрения,

модернизации и развития;

• высокие ресурсные издержки.


НОВАЯ ПАРАДИГМА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА


В настоящее время, миссия Группы НАТО AC/135 в области кодификации и стандартизации состоит в том, чтобы сделать NCS максимально эффективной для наилучшего обеспечения управления снабжением ПВН сторон, вовлеченных в объединенные операции в целях:

• поддержки национальных и международных систем управления логистики и снабжения в НАТО;

• обеспечение однородной кодификации, стандартизации и интероперабельности в НАТО;

• развитие глобального военного сотрудничества и индустриального товарищества;

• гармонизация NCS с международными стандартами.

Предлагается Совместный Проект Россия-НАТО по совершенствованию системы управления ГЛОБАЛЬНЫМ оборонно-промышленным сотрудничеством.

Использование Российских инновационных технологий позволит наилучшим образом и в беспрецедентно короткие сроки реализовать цели и задачи в области оборонно-промышленного сотрудничества, в том числе, усовершенствовать систему кодификации и стандартизации.

Технологии «бесшовной» интеграции выведут на новый уровень процессы интероперабельности и гармонизации.

Проект реализуется в технологиях ЭВОЛЮЦИОННОЙ МИГРАЦИИ на инновационный глобальный информационный продукт.

Очевидно, что необходима новая парадигма создания адаптивных информационных систем глобального управления (TransManagement).

Пришло время новой ПОСТвинеровской кибернетики.

Предлагается переход от механистических принципов создания информационных систем – к биологическим принципам.

Если GartnerGroup говорит о глобальной необходимости все большего количества программистов - мы предлагаем автоматическое программирование, «робот» по программированию.

Предлагается инновационная G3-Система ТРАНСнационального управления на основе инновационной технологии GGG - G3, Global Gnoseology Graph (Глобальный Гносеологический Граф).

Где понятие «Global» - означает реализацию принципов ТРАНСоперабельности, «сквозного» взаимодействия взамен используемых в настоящее время принципов ИНТЕРоперабельности, то есть межсистемного взаимодействия;

Понятие «Gnoseology» [от греч. gnōsis — знание и logos — учение] - означает целостное описание структуры познания, то есть формирование единой семантической модели объектов и процессов управления.

Понятие «Graph» - означает реализацию новой технологии на принципах эволюционной сетецентричности.

Согласно принципам GGG-технологий, эффективность решения обусловлена возможностью распределенного коллективного сетевого взаимодействия в режиме реального времени.

Традиционные подходы реализации систем управления основаны на механистических (редукционных) принципах создания сложных интегрированных решений, когда комплексный проект собирается, конструируется из наборов модулей различных программных систем или сервисов.

Инновационный GGG-подход предполагает использование биологических принципов создания программных систем. Информационные системы управления эволюционно выращиваются из конечного числа универсальных базовых элементов в виде единого гиперграфа (гиперграфа Хохловой).

Инновационная GGG-технология использует двухкомпонентную GGG-архитектуру:

• GGG-Модель – своеобразную «ДНК», модель будущей информационной системы управления;

• GGG-Система – исполняемая информационная система управления.

При этом, специалистами коллективно проектируется GGG-Модель в виде единого визуального гиперграфа, а затем, на его основе автоматически создается программное изделие без участия программистов. То есть, реализован двухэтапный жизненный цикл создания сложных информационных систем управления и автоматический переход от GGG-Модели к исполняемой GGG-Системе без формирования и редактирования текстов программ.

Реализация Автоматического Программирования стала возможной, в связи с тем, что гиперграф классов имеет ограниченное число типов вершин и видов бинарных и множественных связей, на основе которых описывается информационная Модель реальной предметной области.

Темпы осознания и описания в информационной Модели реальных объектов и процессов управления сопоставимы с темпами создания соответствующих управляющих информационных систем.

Автоматическое Программирование качественно изменяет надежность сложных адаптивных информационных систем управления.

Предлагается наряду с использованием сетей NET (физическая сеть компьютеров), WEB (сеть взаимодействия на основе документов, документиков и документищ) прототип следующей глобальной семантической сети - GRAPH - для осознанного взаимодействия по существу совместно решаемых задач.

Инновационная технология GGG позволяет осуществлять бесшовную интеграцию с унаследованным и специализированным ПО. Используется метод эволюционного проецирования унаследованных информационных систем в «ДНК» Модели Знаний.

GGG-система – сетецентрична.

Сетецентричность GGG – необходимо рассматривать шире предложений адмирала Артура Сибровски.

Наряду с единым геопространственными и временными характеристиками новая сетецентричность обеспечивает единое пространство жизни всех объектов и процессов управления.

Все участники GGG-Системы в режиме on-line «живут» в едином сетецентрическом управленческом пространстве, оптимально планируют, заказывают и используют общие ресурсы, наращивают экспертные знания глобального сообщества, осуществляют ситуационный мониторинг, оценку эффективности, оперативную корректировку.

При формировании осознанной стратегии действий каждому руководителю важна не только стратегия в его сегменте компетенции и ответственности, но он должен видеть и целостную систему ТРАНСстратегий - коллективного взаимодействия.

GGG-технология позволит сформировать единое глобальное виртуальное, коллективно развиваемое информационное управленческое пространство.

GGG-технологии обеспечат концептуальный переход:

• от статичных альянсов – к динамичным партнерствам

• от вертикальных и горизонтальных структур и процессов – к прозрачной сетецентрической среде управления

• от решения отдельных задач, достижения отдельных целей – к множественным, взаимоувязанным результатам

• от реагирования на проблемы фрагментарных процессов (реактивный подход) - к превентивным действиям (проактивный подход)

• от планирования исходя из возможных проблем – к планированию на основе объединенного ресурсного потенциала

• от целевых функций традиционного типа – к множественным нерегулярным ассиметричным, совместным и комбинированным воздействиям

• от сбора фрагментарных данных – к единым информационно-оперативным центрам

• от внимания к кинетике – к вниманию к эффективности

• от статичного анализа результатов – к динамичной диагностике и извлечению уроков в режиме реального времени

Мы предлагаем к вашему рассмотрению не только новую научную парадигму, но и динамично развивающийся инновационный продукт.

Системы управления, созданные с использованием GGG-технологий используются во множестве проектов национального уровня для крупных бизнес-структур и органов государственной власти, в том числе в нефтегазовом секторе, металлургии, связи, в управлении социальной сферой Министерства обороны РФ и др.

Технологии GGG существенно опережают Решения мировых лидеров SAP, ORACLE, Microsoft, IBM, EADS, THALES и других о чем свидетельствуют успешно пройденные экспертизы: IBM, Market-Visio GartnerGroup, ФГУП «ЦИТиС», ФГУП «НИИАА», ФГУП «Системпром», ФГУП «Рособоронэкспорт», ФА «Роснаука», ОАО «Газпром», институтов РАН, структур Минобороны и ряда других организаций.

GGG-технологии обладают мощным потенциалом развития.

Итак, предлагается совместный проект совершенствования системы управления оборонно-промышленным сотрудничеством на основе GGG –технологий.



23 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Platform V Сбера. Анатомия провала. Что делать Автор: Хохлова М.Н. Федеральное казенное учреждение Государственные технологии – ФКУ «ГосТех» было создано в целях сопровождения процессов создания, пере

Авторы: Кутин В.Н., Хохлова М.Н. О проблемах цифровой трансформации на примере систем управления производством и промышленного программного обеспечения (ППО). ПРОБЛЕМА ​ Как прекрасно начинался ИТ-про

АБСТРАКТ Авторы: Кутин В.Н., Хохлова М.Н. Мировой тренд XXI века – «Индустрия 4.0» и цифровые платформы. В 2014 году General Electric (GE) совместно с гигантами БигТеха: AT&T, Cisco, IBM и Intel для з