Анализ эффективности сетецентрической GGG-технологии на примере реализации проекта G3-БЮДЖЕТ / 2012

авторы: Лупанов П.Е., Хохлова М.Н., Шиманов В.Л.


В настоящее время наиболее актуальной задачей в области управления органами государственной власти является задача повышения эффективности управления общественными финансами. Ключевым документом в данной области является Федеральный закон о Бюджете РФ, который, после длительного обсуждения в Государственной Думе и Совете Федерации, ежегодно принимается и определяет бюджетную стратегию страны на ближайшие три года.


Бюджет ― форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.


Бюджет влияет на все сферы деятельности государства: национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, охрана окружающей среды, образование, культура и кинематография, здравоохранение, социальная политика, физическая культура и спорт, средства массовой информации и другие.


Как отмечают ведущие политики и экономисты, в свете строительства гражданского общества и демократического государства, необходимо увеличение доли участия общества в управлении страной в целом и бюджетом, в частности.


«Демократия должна иметь механизмы прямого действия, постоянного участия граждан в политике и управлении, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и обратной связи. Все важнейшие законопроекты и решения должны в обязательном порядке проходить через широкое общественное обсуждение — с участием граждан, бизнеса, общественных и профессиональных организаций.»[1]


В бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2012-2014 годы четко сформулирована мысль о необходимости создания открытой системы контроля общественных финансов:

«Правительство Российской Федерации должно утвердить Концепцию создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами (электронный бюджет), направленную на повышение открытости, прозрачности и подотчетности финансовой деятельности публично-правовых образований, обеспечение доступности и достоверности информации для всех заинтересованных пользователей, повышение качества финансового менеджмента в секторе государственного управления, и начать реализацию этой концепции.»[2]


В последнее время, все больше граждан России проявляют интерес к основным политическим и экономическим процессам, происходящим в стране. Если в политической сфере основным законом является Конституция РФ и ознакомление с ней не вызывает существенных затруднений, то в сфере финансовых отношений основополагающим является закон о Бюджете РФ.


Как отмечают К.Угодников и Е.Покатаева, в статье «Где деньги лежат», журнала Итоги: «Проект закона о федеральном бюджете привозят в Госдуму на тележке — тысячи страниц, упакованные в неподъемные коробки. С одной стороны в соответствии с требованиями времени обеспечивается некая информационная открытость [4,5], доступность и транспарентность структуры расходов общественных финансов. Общество может ознакомиться с документом на сайте Минфина России в виде PDF-картинки весом 368 мегабайт, защищенной от копирования, однако, такой допотопный формат не позволяет эффективно анализировать и находить в главном финансовом документе страны сокрытые в нем резервы и допущенные просчеты».[3]

Например, ФЗ №357 от 13.12.2010 г. «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Структурно текст закона представлен в виде 24 статей на 135 стр. и 27 приложений из 43 на 2756 стр., с отсутствием очевидной взаимосвязи между собой. Приложения фрагментарно содержат справочную, нормативную, финансовую информацию различной произвольной степени детализации с потерей причинно-следственных связей.


Сегодня гражданин без специальных навыков и знаний не в состоянии самостоятельно провести анализ и всесторонне оценить его без использования специальных инструментов.


20 июля 2011 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 1275-р одобрена Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».


В данной концепции указаны основные проблемы, существующие в области управления общественными финансами «…к началу 2011 года сложился определенный уровень автоматизации различных функций и процессов... Однако, до настоящего времени:

не во всех сферах управления общественными финансами применяются современные и эффективные способы удаленного взаимодействия участников бюджетного процесса;

не решены вопросы исключения дублирования операций по многократному вводу и обработке данных;

не осуществлена полная автоматизация с последующей интеграцией всех процессов управления финансово-хозяйственной деятельности организаций;

не внедрены информационные технологии, обеспечивающие взаимосвязь информации об исполнении бюджета с результатами деятельности организаций сектора государственного управления;

не создан механизм реализации закрепленного в Бюджетном кодексе Российской Федерации принципа прозрачности (открытости) бюджетных данных для широкого круга заинтересованных пользователей;

не раскрыта информация об активах и обязательствах публично-правовых образований, их финансовом состоянии.


Кроме того, совершенствование процедур и методов государственного управления определяет требования к новым механизмам и инструментам организации информационных потоков в сфере управления общественными финансами. Соответствие этим требованиям возможно обеспечить только путем развития информационных технологий, перевода их на качественно новый уровень сбора и обработки информации.»[6]


Помимо этого, государственной программой Российской Федерации "Информационное общество (2011 — 2020 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р, предусмотрено решение задач по развитию экономики и финансовой сферы на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, а также предоставление возможности доступа граждан к информации о деятельности организаций сектора государственного управления и, в целом, публично-правовых образований.


Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод об актуальности основных задач повышения эффективности в области управления общественными финансами с использованием новейших информационных технологий:

создание инструментов для взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования;

обеспечение транспарентности информации о плановых и фактических результатах управления общественными финансами;

обеспечение интеграции процессов формирования, исполнения, контроля результативности бюджетных расходов.



24 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Отрывки из книги "СЕТЕВЫЕ МИР И ВОЙНА" Автор: Хохлова М.Н. КОГДА БУДЕТ МИРОВОЙ ТРИБУНАЛ? Навязчивая и нереализуемая идея ТОТАЛЬНОГО МИРОВОГО ГОСПОДСТВА как предельной цели ВЛАСТИ привела ультра-глобал

Отрывки из книги "СЕТЕВЫЕ МИР И ВОЙНА" ИДЕОЛОГИЯ БУДУЩЕГО. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ. ГАРМОГЕНЕЗ Абстракт ЧАСТЬ 1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ РИСКИ и УГРОЗЫ ОБРАЗ БУДУЩЕГО: РАЙ/АД? МИР/ВОЙНА? МИР И ВО

ИДЕОЛОГИЯ БУДУЩЕГО. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ. ГАРМОГЕНЕЗ Отрывки из книги "СЕТЕВЫЕ МИР И ВОЙНА" Абстракт Одним из ключевых аспектов формирования идеологии и образа будущего планетарной цивилизации являетс